Утверждение Далай-ламы XIV о наличии сознания у всех живых существ, включая насекомых, но не такого, как у человека, переворачивает картину, к которой многие привыкли, рассказала в интервью РИА Новости глава Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО профессор Татьяна Черниговская, отметив, что ей нравится «идея деления на разные типы или уровни сознания».
Заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская встретилась с Далай-ламой на прошедшей по его инициативе в Дхарамсале (Индия) в мае Первой международной конференции «Сознание животных». Этот форум с участием буддийских ученых-монахов собрал более 70 известных специалистов в области нейронаук, физиологов, биологов, психологов, философов из России, Индии, Великобритании, Германии, Франции, Испании, Швеции, Израиля, США, Канады, Японии и Австралии. Организатором научной программы выступил директор Института перспективных исследований мозга МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН Константин Анохин.
«Это потрясающая вещь в том плане, что речь не идет о делении на два: у этих сознания нет, а у этих есть. Речь идет о том, что есть много разных типов и уровней сознания. Это переворачивает картину», — сказала Черниговская, отвечая на вопрос об отношении к описанному Далай-ламой буддийскому взгляду на сознание «у всех живых существ, включая насекомых».
Научной информации о мозге сегодня настолько много, что даже нельзя все прочитать, констатировала Черниговская, но «никакого единого определения сознания нет» — ученые не могут договориться. «Один полюс – утверждение, что сознание может быть только высокого уровня, то есть awareness (осведомленность), осознание, рефлексия… Другой полюс: сознание — это вообще некая реакция, и тогда им обладает даже инфузория туфелька», — отметила Черниговская. По ее мнению, не годятся ни первый, ни второй полюс, а между ними – бездна.
По итогам дискуссий в Дхарамсале собеседница агентства выделила «идею деления на разные типы или уровни сознания». «Тем уровням, которые помельче, погрубее, менее изящные – им низшие животные подойдут. А есть уровни сознания, имеющиеся только у высших животных. А есть, наверное, и то, что доступно только человеку. <…> Мне нравится эта идея: да, у животных есть сознание, но не такое же, как у человека. Мы не ждем от них Платона с Аристотелем. Но, между прочим, можем дождаться», — предположила профессор.
Она призналась, что конференция в Дхарамсале превзошла ее ожидания и показала, что сознание животных — «это всерьез», что «за этим есть экспериментальные данные». В частности, из представленной новой информации Черниговская выделила исследования канадского профессора Дженнифер Мазер, свидетельствующие о наличии у осьминогов не только «по нервной системе в каждой щупальце», но и «центрального регулятора» (прежде считалось, что у них его нет).
Впечатление на Черниговскую произвел и доклад британского профессора Ларса Читтки, который более 20 лет изучает пчел и шмелей, написал книгу об их «уме» и отметил, что у этих насекомых есть свой «язык танца», хорошая память, высокая обучаемость и с вероятностью 55-70% — сознание.
Черниговская обратила особое внимание на позицию известного нейропсихолога из Лондонской школы экономики Николаса Хамфри, который разделил животных на три класса в зависимости от сознания. Это не обладающие сознанием животные, такие как черви и медузы; животные, имеющие когнитивное сознание, но не имеющие чувственного, феноменального сознания, например, пчелы и осьминоги; и наконец, те, кто обладает и когнитивным сознанием, и феноменальными ощущениями, в их числе попугаи, собаки, люди.
Что же касается растений, то Татьяна Черниговская с интересом отнеслась к исследованиям испанца Пако Кальво, который издал книгу Planta Sapiens («Растение разумное»). Кроме того, по ее словам, «не так давно вышла статья о том, что если с растениями плохо обращаться, не поливать их, ломать, то они кричат, в диапазоне, который не уловим человеческим ухом, но фиксируется определенными приборами». «Но все-таки даже буддисты не приписывают растениям сознания», -заключила собеседница агентства.