Любая попытка насильственного перевода Украинской православной церкви с юлианского на григорианский или новоюлианский календари столкнется с сопротивлением верующих и спровоцирует лишь раздоры, заявил РИА Новости советник патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов.
В феврале стало известно, что Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) с 1 сентября будет использовать григорианский календарь, отмечать по нему все праздники, кроме Пасхалии. В январе Одесская епархия раскольнической «Православной церкви Украины» (ПЦУ) заявила, что перейдет на новоюлианский календарь и будет отмечать Рождество 25 декабря. На сайте УГКЦ в конце декабря 2022 года сообщалось, что на переговорах глав УГКЦ и ПЦУ «особое внимание обратили на согласование позиций по реформе церковного календаря»: «было предложено создать общую рабочую группу, которая должна всесторонне изучить этот вопрос» и «выработать конкретные предложения для синодов обеих церквей».
Ранее советник главы офиса Владимира Зеленского Михаил Подоляк заявил, что на Украине должна быть одна поместная православная церковь, причем богослужения в ней нужно совершать на украинском языке (по традиции в Церкви их совершают на церковно-славянском – ред.).
«Попытки изменения церковного календаря под политическим давлением неоднократно имели место в прошлом. Общий вывод, который позволяет сделать история, таков: административные вмешательства в живую ткань церковной жизни до добра не доводят, порождая разногласия и раздоры. Впрочем, наблюдая за нынешней деятельностью государственных чиновников Украины, ответственных за государственно-церковные отношения, можно составить впечатление, что им только того и нужно», — сказал Балашов, комментируя вопрос о риске насильственного перевода УПЦ на григорианский или новоюлианский календарь.
Он напомнил, что православные верующие столкнулись с насильственным изменением календарной традиции сто лет назад, в первой половине ХХ века, «в Финляндии, в Польше, в Эстонии, в Бессарабии (нынешняя территория Молдавии), находившейся тогда под румынским правлением».
«Нечто похожее происходило и в Греции, когда затеявший календарную реформу патриарх Константинопольский Мелетий Метаксакис захотел таким образом укрепить свои политические связи с англичанами. Цель всюду была одна: как можно дальше дистанцироваться от России и показать свою солидарность с «прогрессивным» западным человечеством. А в Советской России для коммунистических идеологов это был способ показать разрыв с дореволюционным прошлым. Власти требовали от святого патриарха Тихона перейти на «новый стиль», и даже на короткое время смогли добиться его согласия», — рассказал священник.
Однако, по его словам, в результате таких действий «практически всюду возникали конфликты в церковной среде, верующие отказывались следовать новым правилам», причем «сопротивляющихся преследовали, отстраняли от службы, были даже случаи арестов и полицейских рейдов для насаждения «правильного» календаря».
«Со временем в большинстве стран, которые усердно насаждали новый стиль церковного календаря, от него отказались. В 2014 году соответствующее решение приняла Польская православная церковь. В Греции и ряде других стран новый стиль в церковной жизни сохранился, но ценой стали «старостильные расколы», которые сохраняют довольно высокую массовость приверженцев на протяжении уже долгих десятилетий», — заключил собеседник агентства.