Увидеть присутствие Божие, Святого Духа в своей жизни могут верующие люди, которые стремятся к Богу, также это «прикосновение» возможно в церковных таинствах, рассказал РИА Новости глава Учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов.
В Русской церкви 24 июня встречают Духов день или День Святого Духа. Праздник связан с днем Святой Троицы (Пятидесятницы), который в этом году встретили 23 июня. Пятидесятница напоминает о том, как на 50-ый день после Воскресения Христова на апостолов, а в их лице – на всех людей – сошел Святой Дух. Тогда апостолы заговорили на разных языках и распространили учение Иисуса Христа в мире, потому этот праздник еще называют днем рождения Церкви. Также в «Троицу» верующие прославляют Бога, явленного в трех лицах (православные христиане верят в Святую Троицу – единство трех лиц Бога – Отца, Сына, Святого Духа).
Отец Максим Козлов напомнил, что следующий после праздника Троицы день называется понедельником Святого Духа, «он особо посвящен третьему лицу Святой Троицы – Святому Духу».
«Церковь прославляет «Господа животворящего иже от Отца исходящего» (Символа веры). То есть Духа Святого мы называем дающим жизнь и исходящим от Отца. В одном церковном песнопении говорится, что Духом Святым всякая душа живится и чистотой возвышается, это напоминает о реальности присутствия Духа Святого в Церкви. И сам праздник – дополнительное свидетельство, напоминание о реальности Святого Духа не только в теоретическом богословии, но и в нашей жизни», — сказал отец Максим Козлов.
По его словам, Дух Святой – «не то, что можно буквально увидеть, как свет, или изучить, как книгу». «Это превышает рациональное понимание, это прикосновение к самому Богу, божественной энергии, которая даётся верующему человеку. Оно возможно прежде всего в церковных таинствах. Мы верим, что всякое таинство Церкви — крещение, исповедь, евхаристия, брак, священство совершается силой Духа Святого. Ведь после сошествия на апостолов он остался в Церкви навсегда», — пояснил протоиерей.
Также, по его словам, прикоснуться к благодати Духа Святого можно и «на пути личного обожения», то есть стремления человека к Богу. «Богообщение, то есть прикосновение к благодати Духа Святого, обещано нам Иисусом Христом, оно становится реальным опытом тех, кто сознательно, твёрдо идёт по пути к Богу, или, кто может быть, и не прошёл еще много, но имел решимость раскаяться и порвать с неправильным греховным прошлым», — пояснил священник.
И все же, добавил он, есть некоторые признаки действия благодати Божией. «Как можно узнать о присутствии Божием в жизни человека? Плоды Духа Святого, как говорит апостол, — это любовь, мир, долготерпение, кротость, радость, благость, милосердие, вера, воздержание — все то, что святые отцы называют «непадательным состоянием». Внутреннее пребывание в переживании близости Божьей, которое достигается совместным трудом благодати Божьей и усилиями самого человека, мы называем внутренним религиозным опытом человека, по отношению к которому любые рациональные доказательства становятся вторичными», — заключил собеседник агентства.