Петров пост помогает верующим за время отпуска не стать «лежащей на солнце амебой» и «тварью пригаджетово дрожащей», стоит ограничить себя в использовании смартфона, общаться с реальными людьми, читать бумажные книги, узнать что-то о христианской вере и истории, рассказал РИА Новости глава Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.
В Русской православной церкви 12 июня начинается Петров пост (дата начала подвижная, привязана к Пасхе). В этом году он продлится 30 дней, завершится 11 июля, перед праздником апостолов Петра и Павла, в честь которых и назван пост. Он один из самых мягких с точки зрения пищевых ограничений: нельзя есть мясо, птицу, молочные продукты и яйца. Есть и другие указания устава: по понедельникам допускается горячая пища без масла, в среду и пятницу – сухоядение, в остальные дни – можно рыбу и горячую пищу с маслом. Последнее, как отметил священник, относится к Типикону – церковному уставу — и на практике применяется только в монастырях.
«Безусловно, во время Петрова поста речь идет о воздержании от мясомолочной пищи. Но иногда в популярных изданиях, календарях буквально перепечатываются указания Типикона, их, конечно, нужно соотносить с практикой Русской церкви последних веков, отраженной, например, в произведении «Лето Господне» Ивана Шмелева. Из него следует, что жестких градаций, связанных с сухоядением, вареной и невареной пищей, давно уже широко не применяется. Ревнители могут, но эти неудобоносимые бремена не возлагаются на всех подряд. В отношении рыбной пищи каких-либо однозначно жестких ограничений во время Петрова поста нет», — рассказал он.
Он напомнил, что Петров пост, ныне отдельный, когда-то возник как заместительный, «компенсационный» — для тех, кто не мог по разным причинам поститься во время Великого поста. Вместе с тем, «его нельзя уподобить Великому посту – времени особенного покаянного сокрушения», уточнил священник. К тому же Петров пост – летний, выпадает на период отпусков, что, очевидно, связано с развлечениями.
«Никто не говорит, что Петров пост нужно проводить – как, впрочем, и всякий пост – с мрачным лицом, в тоске и печали. Это время должно помочь не превратиться в лежащую на солнце амебу – человека, у которой за время отпуска воля и разум пришли в желеобразное состояние. Отдыхать – хорошо, закаляться – еще лучше, потрудиться на «фазенде» – неплохо, но и какое-то внутреннее усилие ума и души – тоже желательно бы употреблять. В этом смысле Петров пост нам об этом напоминает: не растекайся каплей», – призвал Козлов.
В частности, он посоветовал читать больше познавательной, духовной, исторической литературы. «Памятуя об апостольском служении, к которому в каком-то смысле призван каждый христиан, можно, например, потрудиться над углублением своего знания о вере, то есть читать не только развлекательно – веселящую литературу и смотреть соответствующие сюжеты, но что-то познавательное в духовном или историческом плане», — предложил священник.
Протоиерей также отметил, что благодаря отпускному периоду легче ограничить себя в использовании гаджетов, смартфонов, которые часто нужны именно для работы: «лучше дышать, на солнышко смотреть, с людьми реальными общаться, книжку почитать бумажную – восстановить этот навык».
«Как и во всякий многодневный пост полезно на себя возложить меру ограничения смартфона – не как средства связи для переговоров с человеком, а как экранчика, в котором ты зависаешь. Почему для этого хороши многодневные посты? День всякий человек может воздерживаться, а вот 3-4 недели – можно себя проверить: я уже вполне зависимый от гаджета человек, так сказать, тварь пригаджетово дрожащая, или еще могу существовать без него, ломки не испытываю – день, два, неделю. Если не получается, то это уже зависимость — надо задуматься и предпринять более решительные действия», — заключил собеседник агентства.