— И в саму ночь Воскресения Христова, и в X, и в XXI столетии в Пасхе актуально само событие, которое произошло, ведь оно является основой христианской веры, – что воплотившийся Сын Божий, пострадавший, принявший за нас крестную смерть, реально воскрес из мертвых, реально явился своим ученикам, реально 40 дней пребывал на Земле, научил их всему, чему еще должно было их научить, и тем самым основал ту Церковь, приобщаясь к которой мы можем быть причастными главному итогу его подвига – победе над смертью.
И Воскресение Христово дает верующим в него действительное основание надеяться, что мы можем быть вместе с ним в жизни вечной, и это актуально всегда. Без этого, как пишет Апостол Павел, наша вера была бы тщетна, не имела бы никакого смысла. Это говорит о том, что христианство – не идеология, не мировоззрение, не идеалистическая философия, а реальный опыт жизни во Христе Воскресшем.
— Времена бывают разные: относительно благополучные и сильно тревожные, как нынешняя эпоха. Стоит напомнить, что нигде в Евангелии Господь не обещает верующим в него в ответ на эту веру, взамен на веру того, что мы будем долголетны, благополучны, профессионально успешны, богаты, семейно счастливы, крепко здоровы. Он говорит о другом: что бы ни было, в любое время, в любых обстоятельствах вы можете оказаться причастниками жизни вечной. И, может быть, тогда, когда окружающая нас реальность стала зыбкой и по-человечески позитивных прогнозов на ближайшее будущее строить нам не просто, Воскресение Христово – напоминание о том, что, что бы ни происходило сейчас, главное – смерть побеждена, и это самое существенное в празднике Пасхи.
— В Апокалипсисе (или иначе Откровении Иоанна Богослова – книге Священного Писания, завершающей Библию) сказано: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!». Первые христиане относились к наступлению последних времен не со страхом перед Антихристом, но с радостью о приближении Царствия Божия. И в этом смысле бояться последних времен – дело не христианское. Сам Христос говорил, что времена и сроки (конца света – ред.) никто не может определить, их не знают ни люди, ни ангелы, только Отец наш Небесный. И всякого рода исчисления дня и года наступления последних времен – есть в XXI веке такая же тщетная вещь, как в веке XIX или XV.
Могу напомнить одну историю начала XX века. После переворота 1917 года время в России было очень неблагополучным для православных христиан на фоне гонений на Церковь со стороны большевиков. В конце 1920-х годов к местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому) пришла группа верующих, они сказали: «Вот, владыка, Вы ведете переговоры с советской властью, с большевиками. Но они же антихристы!». На что митрополит Сергий ответил: «Что написано в Священном Писании, в Откровении, сколько продлится власть антихриста – три с половиной года? Сколько большевики у власти (на тот момент было больше 10 лет)? Ну, значит, большевики точно не Антихрист».
Вот и сейчас времена тревожные, но рассматривать их исключительно в эсхатологической (теория о конце света – ред.) перспективе – это терять трезвость христианского мировоззрения.
— Тревожным людям нужно помнить о главном: что личная встреча с Богом (как следствие человеческой смерти) может наступить у каждого в любой день, потому что мы не знаем, для кого Аннушка уже разлила масло, говоря словами великого русского писателя, поэтому бдеть и молиться нужно во всякое время. А еще мы точно знаем, что выше меры никому Бог испытаний не посылает.
— В отечественной и западной культуре много памятников, запечатлевших пасхальную ночь. Рекомендую широко известное произведение Ивана Шмелева «Лето Господне», где уже зрелым мужем он, будучи в эмиграции, вспоминает себя мальчиком, когда его первый раз взяли ночью в храм, на Пасху, как это было необыкновенно. Стоит посмотреть произведение совсем из другой эпохи – «Крестный ход на Пасху» Александра Солженицына, который рассказывает о том, как отмечали праздник в годы хрущевских гонений на Церковь.
Можно поставить себе пасхальную ораторию Иоганна Себастьяна Баха и почувствовать, как гений музыкальной культуры запечатлел собственное переживание пасхального праздника. Можно посмотреть на классическую иконографию Пасхи, которая представляет собой чаще всего изображение сошествия Спасителя в ад для изведения оттуда душ людей, и уже как-то богословски, сознательно прикоснуться к тому, что мы переживаем.Празднование Пасхи в России
Светлое Христово Воскресение – Пасха – главный праздник православных христиан. В 2024 году православная Пасха приходится на 5 мая.
Пасхальное богослужение начинается около 23 часов с пасхальной полунощницы — короткой службы, после которой духовенство и миряне совершают крестный ход вокруг храма. После него начинается торжественная служба.
Богослужение на Пасху в храме Христа Спасителя возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он совершил крестный ход, пасхальную заутреню и Божественную литургию.
В субботу вечером в Москву к пасхальному богослужению доставили благодатный огонь.
Накануне в храмах вспоминали сошествие Христа в ад. Как отмечал в одной из проповедей патриарх Московский и вся Руси Кирилл, Спаситель "всех нас освободил от рабства диаволу", ведь "вне зависимости от того, как человек жил в Ветхом Завете, даже праведник и святой не мог войти в Царствие Небесное, отягощенный первородным грехом, но Господь через свои страдания, крестную смерть и Воскресение освободил всех, кто томился, будучи праведником, в объятиях ада, и для всех нас Господь открыл двери рая, двери вечной жизни".
В одном из главных храмов Мариуполя — Свято-Николаевском кафедральном соборе — праздничное богослужение посетили более тысячи человек.
Ночные пасхальные богослужения прошли в прифронтовых районах Херсонской области, верующие пришли помолиться о победе.
В Луганске люди приходили в храмы освятить куличи, помолиться за мир, воинов на фронте и Россию.
"Ныне Церковь молитвенно обращается к воскресшему Господу и просит его о даровании победы света над тьмою и правды над ложью, о преодолении греховных разделений и вражды, о воцарении прочного и справедливого мира", — сказал патриарх Кирилл в пасхальном видеообращении.
Патриарх отметил, что для православных верующих на Пасху источником радости уже много веков остается победа Господа над смертью и злом, "а также убежденность в том, что благодаря его Воскресению каждый верующий человек имеет надежду на спасение и вечную жизнь".
"Пусть светлая пасхальная радость наполняет наши сердца любовью и благодарностью к победителю смерти Христу, пробуждая добрые чувства и вдохновляя нас на созидательные труды, способные изменить нашу жизнь к лучшему. С праздником всех вас, мои дорогие, с Пасхой Господней!" — заключил предстоятель Русской церкви.
Светлое Христово Воскресение – Пасха – главный праздник православных христиан. В 2024 году православная Пасха приходится на 5 мая.
Пасхальное богослужение начинается около 23 часов с пасхальной полунощницы — короткой службы, после которой духовенство и миряне совершают крестный ход вокруг храма. После него начинается торжественная служба.
Богослужение на Пасху в храме Христа Спасителя возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он совершил крестный ход, пасхальную заутреню и Божественную литургию.
В субботу вечером в Москву к пасхальному богослужению доставили благодатный огонь.
Накануне в храмах вспоминали сошествие Христа в ад. Как отмечал в одной из проповедей патриарх Московский и вся Руси Кирилл, Спаситель "всех нас освободил от рабства диаволу", ведь "вне зависимости от того, как человек жил в Ветхом Завете, даже праведник и святой не мог войти в Царствие Небесное, отягощенный первородным грехом, но Господь через свои страдания, крестную смерть и Воскресение освободил всех, кто томился, будучи праведником, в объятиях ада, и для всех нас Господь открыл двери рая, двери вечной жизни".
В одном из главных храмов Мариуполя — Свято-Николаевском кафедральном соборе — праздничное богослужение посетили более тысячи человек.
Ночные пасхальные богослужения прошли в прифронтовых районах Херсонской области, верующие пришли помолиться о победе.
В Луганске люди приходили в храмы освятить куличи, помолиться за мир, воинов на фронте и Россию.
"Ныне Церковь молитвенно обращается к воскресшему Господу и просит его о даровании победы света над тьмою и правды над ложью, о преодолении греховных разделений и вражды, о воцарении прочного и справедливого мира", — сказал патриарх Кирилл в пасхальном видеообращении.
Патриарх отметил, что для православных верующих на Пасху источником радости уже много веков остается победа Господа над смертью и злом, "а также убежденность в том, что благодаря его Воскресению каждый верующий человек имеет надежду на спасение и вечную жизнь".
"Пусть светлая пасхальная радость наполняет наши сердца любовью и благодарностью к победителю смерти Христу, пробуждая добрые чувства и вдохновляя нас на созидательные труды, способные изменить нашу жизнь к лучшему. С праздником всех вас, мои дорогие, с Пасхой Господней!" — заключил предстоятель Русской церкви.
— У многих подвижников благочестия XX столетия встречается одна мысль, которую уместно воспроизвести на Пасху, что богослужение пасхальной ночи является еще одним, если не главным, для многих доказательством бытия Божия. Говоря словами Священного Писания, «Приди – и смотри», потому что то, что можно пережить, может быть, даже не всегда разумом, сознанием, но ощутить всем своим существом во время ликующего, небо открывающего ночного пасхального богослужения, – это тот уникальный опыт прикосновения к небу уже здесь, на земле, который я каждому желаю пережить. В нем – и просвещение, и культура, и образование, и выдающаяся гимнография, и прекрасное церковное пение, и соединение всех чувств человека в прикосновении к этому ночному богослужению.
— Верующим я обращу то слово, которое веками Церковь обращает в эти дни каждому православному христианину – «Христос Воскресе!». Те, которые прочитают эти строки, ответят «Воистину Воскресе!». А неверующим я бы пожелал стать причастными этому пасхальному опыту. Даже если он сейчас пока не лично ваш, но это как минимум должно стать такой загадкой, которую хочется разгадать: что на протяжении скоро двух тысячелетий люди обретают в этой пасхальной ночи, в этой встрече со Христом Воскресшим?
Но надо постараться избежать мировоззрения, которое в народном повествовании отразилось анекдотом про Леонида Брежнева. Как говорит анекдотический рассказ о нем, ближе к концу жизни, когда ему сказали: «Леонид Ильич, Христос Воскрес!», он ответил: «Знаю, знаю. Товарищ Суслов мне уже докладывал». Вот, стоит оказаться не тем, кому «товарищ Суслов докладывал», а тем, кто сам сможет порадоваться и прикоснуться к тому, что пасхальной ночью происходит.
И такая возможность будет еще в Светлую Седмицу, которая только началась и посвящена празднованию Пасхи. Каждый ее день – это особенные богослужения, они максимально, насколько это возможно, подобны богослужению пасхальной ночи: звучит тропарь Пасхи, в храмах исполняют ликующие пасхальные песнопения. Радости праздника еще очень и очень много, так что постарайтесь воспользоваться этой возможностью!