Греция стала первой православной страной, легализовавшей однополые браки. Скандальное решение раскололо общество и власть. В том числе духовную. О неизбежных последствиях — в материале РИА Новости.
Подарок от святого Валентина
Буйство красок, флаги, плакаты и толпы людей на улице. Такое можно увидеть в Бразилии — в дни чемпионата мира по футболу, в Ватикане — при выборе нового папы и в Греции — когда страна обсуждает, каким курсом идти дальше. На родине европейской демократии «болеть за своих» в парламенте, кажется, стало частью национального менталитета.
Вот и 15 февраля собравшиеся на проспекте Василисис-Софиас в Афинах не расходились до позднего вечера. Уже затемно на большом проекторе на здании буле (название греческого парламента) появился спикер.
«В голосовании участвовали 254 депутата. За проголосовали 175 депутатов, против — 76, воздержались два депутата. Закон принят», — сухо заявил он.
Радости собравшихся на улице не было предела. Люди прыгали, весело кричали, обнимались. Некоторые даже плакали. «Понадобилось много времени… Но по крайней мере это произошло, и это главное. Мы больше не невидимки», — сказал один из присутствующих.
В День святого Валентина депутаты обсуждали законопроект о легализации однополых браков. И после долгих прений Эллада стала 16-й страной ЕС, предоставляющей представителям ЛГБТ* такое право.
Документ внесли в парламент 1 февраля. Его продвигал лично премьер-министр Кириакос Мицотакис. Изменение позволит однополым парам вступать в брак и усыновлять детей. Однако они по-прежнему будут ограничены в использовании вспомогательных репродуктивных технологий (например, суррогатного материнства).
Многие защитники прав ЛГБТ* уже указали на этот явный недочет нового закона. После голосования политик поспешил заверить, что это лишь начало пути. Но сам факт принятия — «важная веха в области прав человека, отражающая сегодняшнюю Грецию, <…> страстно приверженную европейским ценностям».
«Патогены Запада»
Из восьми оппозиционных фракций в буле половина — «СИРИЗА — Прогрессивный альянс», ПАСОК, «Новые левые» и «Курс свободы» — поддержали Мицотакиса. Против выступили коммунисты, правые и ультраправые. И, как ни странно, некоторые однопартийцы по «Новой демократии» — они демонстративно не участвовали в голосовании.
Среди противников был и бывший премьер Антонис Самарас. Он заявил, что брак для однополых пар не относится к основным правам человека и разрушает традиционную семью. «Правительство не чувствует угрозы со стороны оппозиции, но это необязательно хорошо и это не значит, что они всегда правы», — сказал он.
По поводу соответствия Греции либеральным ценностям Самарас отметил, что не следует «путать Запад с его патогенами»: «Принадлежность к Западу не означает, что надо подражать каждой причуде».
С жесткой критикой нового закона выступила и Элладская церковь, которая имеет статус государственной. По разным подсчетам, православие исповедует около 90 процентов граждан страны. Почти две трети из них утверждают, что религия играет важную роль в их жизни. При этом службы посещают лишь 16 процентов. Но это — наивысший показатель в Европе.
Спустя несколько дней после внесения законопроекта на рассмотрение в парламент по всем церквям зачитали циркуляр Священного синода. В документе, в частности, отмечается, что формат однополых союзов подрывает само существование традиционной христианской семьи.
«Христианский брак — не простой договор сожительства, а священное таинство, через которое мужчина и женщина получают благодать Божию», — гласит текст циркуляра.
По мнению иерархов, инициаторы документа и те, кто с ним согласен, ратуют за превращение отцовства и материнства «в нейтральное родительство». Это, в свою очередь, приведет к тому, что гомосексуальные взрослые будут навязывать свой выбор детям.
Правительство ответным реверансом поспешило успокоить пастырей. Заверило, что легализация однополых браков не окажется чем-то революционным: в тексте закона не будет слов «родитель 1», «родитель 2». И власти не ставят целью «превратить женщин в машины по производству детей».
Это не уберегло от народного гнева. За период от обсуждения до принятия скандального документа в стране состоялось несколько акций протеста. Самые крупные — в Афинах и Салониках. Организаторы митинга в столице скандировали: «Руки прочь от наших детей!», «Вы открыли врата в ад!», «Наши предки поднимутся из могил!»
Поддержать их пришли и некоторые политики. Так, лидер крайне правой и религиозно ориентированной партии «Ники» Димитрис Нациос заявил журналистам: «Греция — православная страна, и наша традиция этого не позволяет. <…> И наша конституция этого тоже не предусматривает».
Оплатили членство в клубе
На самом деле депутат ошибся: в основном законе Греции вообще нет определения брака, указано лишь, что он должен находиться под защитой государства. Из-за этого, например, мэрия города Тилоса зарегистрировала в 2008 году два однополых союза, однако позже Верховный суд их аннулировал.
Впервые юридическое двоемыслие попытались урегулировать в 2015-м, когда в парламенте обсуждали поправки, приравнивающие ЛГБТ*-отношения к добровольному сожительству. И вновь на инициативу ополчились: в буле — коммунисты, в обществе — Элладская церковь.
Да и само принятие прошло тогда, что называется, по касательной: 50 депутатов отказались участвовать в голосовании. Если бы не их демарш, нововведение бы забраковали.
В целом, как показывают соцопросы, мнения греков по поводу легализации однополых браков разделились практически поровну. При этом подавляющее большинство граждан не считает этот вопрос более насущным, нежели проблемы с инфляцией, безопасностью и уровнем медицины.
В более глобальном смысле, полагает религиовед Роман Лункин, Греция выполнила одно из условий членства в «общеевропейском клубе». «Неолиберальные идеи, в том числе однополые браки, подаются как часть идентичности. Не принимающие их автоматически становятся маргиналами. В отношении таких стран быстро включается аппарат разного рода санкций — экономических, политических», — поясняет эксперт.
В связи с этим, продолжает он, может статься так, что опыт окажется заразительным: другие государства последуют примеру Греции. В этом ключе интересно, какие процессы начнутся внутри Элладской церкви, играющей столь важную роль в жизни общества. Религиовед предполагает: возможна некая либерализация богословия — на манер Константинополя, а также некоторая дискредитация духовенства в глазах консерваторов. Говорить же о серьезном расколе в среде священнослужителей пока рано.