Похоже, что Сионскую горницу наконец нашли — эта новость из Иерусалима многих повергла в шок. Но еще интереснее, что нынешняя сенсация со Святой земли может помочь в раскрытии другой тайны: где спрятан святой Грааль. Чашу последней трапезы Христа ищут уже много лет. И, кажется, появились первые зацепки.
Двойная удача
В Старом городе Иерусалима у южных ворот стоит двухэтажное здание. Паломники и туристы посещают его каждый день, ведь оно — одно из древнейших в городе. Несколько лет назад постройкой заинтересовались и ученые.
Они заметили, что ее изображение можно увидеть на старинных мозаиках и греческих картах V века. Интриги добавило и то, что дом стоит на горе Сион. Настоящий джекпот! Ведь в таком случае речь может идти о горнице, где произошло одно из ключевых событий евангельской истории — Тайная вечеря.
В 2019-м Управление древностей Израиля решило проверить эту гипотезу. С помощью лазерной технологии и компьютерного моделирования специалисты удалили более поздние слои штукатурки и краски — чтобы понять, как здание выглядело изначально.
Недавно появились первые результаты: на стенах проступили фигуры агнцев, а на потолке — изображение льва. Сотрудник Управления древностей Амит Реем объяснил журналистам, что лев — символ царя Давида, потомком которого, согласно Писанию, был Иисус.
Ученые пока нуждаются в дополнительных исследованиях. Трудностей добавляет то, что раскопки на территории древней постройки запрещены. Однако, возможно, нынешние сенсационные изыскания помогут ответить на куда более важный вопрос.
Пошел на риск
Споры о местонахождении святого Грааля не утихают уже много лет. Реликвия напрямую связана с Тайной вечерью и Сионской горницей — из этой чаши, согласно преданию, апостолы приняли первое причастие.
Артефакт традиционно связывают с именем Иосифа Аримафейского. Более загадочного персонажа священной истории и представить нельзя. Он появляется только под конец — в сюжете о распятии Христа.
Не проповедовал, не странствовал по Иудее, но в то же время хорошо знал суть нового учения и был тайным учеником Иисуса. Современные исследователи полагают, что Иосиф принадлежал к иудейской знати. Возможно, даже входил в синедрион — высший судебный орган.
Сразу после смерти Спасителя он добился от Понтия Пилата разрешения на погребение. Неслыханная дерзость — ведь Христа приговорили к самой позорной по тем временам казни. Таких преступников по римским законам нельзя было хоронить.
Иосиф же положил тело Иисуса в специально подготовленную собственную погребальную пещеру. После этого знатный иудей уже не скрывал своей принадлежности к христианам.
Некоторые детали биографии «тайного ученика» верующие почерпнули из апокрифов — книг, не вошедших в библейский канон. Так, в Евангелии от Петра он предстает другом Пилата и просит у того тело Христа заранее, еще до распятия.
А в Евангелии от Никодима Иосиф, напротив, лишается всех привилегий и попадает в темницу — за приверженность новой вере. Правда, вскоре ангел чудесным образом вызволяет его из заточения.
Позднее появилась еще одна версия: Иосиф Аримафейский проповедовал на Британских островах. И в XIII столетии его объявили основателем Церкви Англии. Так иудейский вельможа превратился в «апостола бриттов».
Фантазия художника
Для полноты картины средневековому сознанию не хватало одной важной детали — у нового святого должен быть свой атрибут. Однако, где именно похоронен Иосиф, достоверно неизвестно — нет даже намека, в отличие от остальных последователей Иисуса.
А между тем церковное предание гласит, что «другу Христову» доверили хранить одну из главных святынь — чашу с Тайной вечери. Из нее совершили первое таинство евхаристии — причастие. В наши дни этот сосуд известен как Грааль.
В исторических хрониках часто упоминается круг так называемых «реликвий страстей» — предметов, связанных с последними часами жизни Спасителя. Всего их двенадцать: крест, гвозди, плащаница и так далее.
Артефакты хранились в разных уголках мира. Местоположение большинства (пусть и с некоторыми оговорками) известно. Например, терновый венец сейчас в Париже, плащаница — в Турине. Крест, как и гвозди, разделили на мелкие кусочки и развезли по континентам.
А вот с Граалем история с самого начала туманная.
Парадоксально, но в первые века святую чашу вовсе не искали. Упоминания о ней встречаются в трудах писателей и хронистов лишь в XII столетии — когда в Старом Свете началась настоящая охота за реликвиями.
Приблизительно в 1180-м французский романист Кретьен де Труа приступил к созданию своего последнего шедевра — «Парсифаля». В книге фигурирует некий Грааль, который пока никак не связан с христианством.
Но уже полвека спустя его соотечественник Робер де Борон пишет «Роман об Иосифе Аримафейском». В этом сочинении Грааль уже совершенно точно — та чаша, из которой причащались апостолы и куда Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа после распятия.
Тогда же в Британии появилась новая версия старинных кельтских преданий о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Из обычных воинов они превратились в хранителей величайшей святыни. Как результат, в массовом сознании их стали воспринимать как духовных наследников Иосифа Аримафейского.
Претендентов было много
Вскоре начались масштабные поиски могилы «тайного ученика» и гробницы короля Артура. Считалось, что в одной из них наверняка закопана святая чаша.
В конце XII века монахи-бенедиктинцы из аббатства в Гластонбери на юго-западе Англии заявили, что нашли место упокоения легендарного короля. Но Грааля там не оказалось. По Европе тут же разнесся слух, что святыню следует искать в другом месте.
В течение последующих столетий ее следы то и дело всплывали в разных городах. Правда, никаких веских доказательств обладатели «святых чаш» не приводили. До наших дней дошло два варианта, претендующих на статус подлинного.
Первый — чаша из антиохийского клада, представленная в экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Коллекционеры именуют ее «святым Граалем». Хотя специалисты выяснили, что апостолы из чаши не причащались — кубок изготовлен в VI веке.
О возрасте второго ученые спорят. Одни относят чашу, хранящуюся в кафедральном соборе Валенсии, к I веку. Другие уверены, что реликвию изготовили гораздо позже. Местные жители заявляют, что «Ватикан признал подлинность святыни». Однако массового паломничества в храм не наблюдается.
С годами ученые все с меньшим энтузиазмом обращаются к вопросу о Граале. Вряд ли кто-то, кроме Иосифа Аримафейского, был осведомлен о судьбе святыни. А он унес эту тайну в могилу.