Тем, у кого есть такая возможность, стоит посетить ночное Пасхальное богослужение — это «одно из ярчайших духовных впечатлений, с которыми человек может встретиться в православной церкви», а перед службой, в субботу днем, стоит отдохнуть, посоветовал глава Учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов.
В храм вечером или утром
В этом году верующие встречают воскресение Христово 5 мая. Позади — сорокадневный Великий пост, время покаяния, исправления, духовной подготовки к празднику. Подходит к концу и Страстная неделя, посвященная воспоминаниям о событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа, его распятию и смерти.
«Весьма рекомендую днем в Великую субботу отдохнуть, час-другой поспать, чтобы подкопить силы к ночному пасхальному богослужению. И, конечно, очень советую на Пасху тем, кому позволяет здоровье, прийти именно на ночное богослужение. Неслучайно его переживание является одним из ярчайших духовных впечатлений, с которыми человек может встретиться в Православной Церкви», — сказал РИА Новости отец Максим Козлов.
Впрочем, добавил он, во многих храмах служат позднюю — вторую — литургию утром в воскресенье.
«На нее приходят, как правило, те, кому трудно оказаться в храме ночью по возрасту или здоровью, а также родители с маленькими детьми, которым, конечно, разумнее оказаться на утреннем богослужении», — посоветовал протоиерей.
Что будет в храмах перед Пасхой
Великая суббота понимается в Церкви как день покоя, напомнил священник.
«Спаситель телесно пребывал во гробе, божеством своим, как всегда, неразлучно был со Отцом и Духом, а душою сошел в ад, чтобы освободить души там пребывавших людей», — пояснил отец Максим Козлов.
В течение всей субботы в центре храма стоит плащаница — икона, иногда написанная, иногда шитая, которая изображает Спасителя, лежащего во гробе — к ней подходят и поклоняются верующие люди.
Утром в субботу духовенство меняет темные великопостные одеяния на светлые — «как тот ангел в белых блистающих одеждах, которого увидели первые посетители и посетительницы пещеры гроба Спасителя (после Воскресения Христова — ред.)», добавил священник. Также утром служат литургию, на которой читаются 15 паремий — «самых значимых ветхозаветных отрывков, в которых пророчески предсказывается события искупительной жертвы и Воскресения Христова».
«Куличи и другую пасхальную еду в храмах освящают после литургии, обычно вне храмового пространства, везде в разное время — надо уточнять в конкретном храме. Как правило, начинают днем в субботу сразу после литургии и до шести-восьми вечера. Также после литургии в субботу в первой половине дня храмы как правило украшают к ночному богослужению», — рассказал Максим Козлов.
Также в субботу накануне Пасхи, именно по юлианскому календарю, происходит чудо схождения Благодатного огня. Он появляется в Иерусалиме, в храме Гроба Господня, который возведен над пространством, где, по преданию, был распят и погребен Иисус Христос. По традиции, Благодатный огонь как святыню развозят в разные страны. В Россию огонь обычно доставляют к ночному пасхальному патриаршему богослужению в столичном храме Христа Спасителя.
Ночное богослужение
«Пасхальное богослужение по церковному уставу предваряется чтением книги Деяний Апостольских — обычно оно начинается около девяти-десяти вечера. Верующие могут принять участие в этом богослужении и тоже прочитать отрывки на церковнославянском. Ночная пасхальная служба начинается в 23.00-23.30 (в разных храмах по-разному). Сначала — пасхальная полунощница, совсем короткая служба, после этой короткой совершается крестный ход вокруг храма. Крестный ход напоминает о том, что жены-мироносицы пришли помазать тело Иисуса Христа благовонным маслом и первыми узнали о его Воскресении. Как сказано в евангелии, ангел отворил камень от гробницы и возвестил о воскресении спасителя, а потому крестный ход ненадолго останавливается перед закрытыми дверями храма. У врат храма, еще на улице, первый раз поется тропарь Пасхи «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» и первый раз священник приветствует собравшихся возгласом «Христос Воскресе!» — раздается ответ «Воистину Воскресе!» — пояснил священник.
После, продолжил он, служат утреню праздника Воскресения Христова.
«Особенность этой службы — фактически ничего не читается, канон праздника Пасхи поется, и на каждой песне канона — это бывает только в ночь на Пасху — совершается каждение всего храма с многократным приветствием «Христос воскресе!». Также священники на разных песнях канона переодеваются в облачения разных цветов — как указание на то, что весь мир — всем светом, всем цветом — радуется о Воскресении Христовом. Этот обычай утвердился в Церкви в XIX веке», — рассказал глава Учебного комитета РПЦ.
В конце пасхальной утрени читается древнее огласительное слово об этом празднике авторства великого святого IV столетия Иоанна Златоуста. «А после служат пасхальную литургию, составленную этим же святым. Она начинается в период от начала второго ночи до половины второго, длится час с лишним, или чуть дольше, если в храме много причащающихся. И только после литургии верующие имеют право разговеться — вкусить скоромной (не постной) еды», — заключил собеседник агентства.
Весь период Великого поста и Страстной седмицы, то есть в этом году с 18 марта по 4 мая включительно, те верующие, которые следуют монашескому уставу, отказывались от употребления мяса, яиц, молока и молочных продуктов, алкоголя, а также, за исключением нескольких дней, от рыбы и морепродуктов. Впрочем, мирянам священники рекомендовали как минимум не есть мяса и молочных продуктов, а также не употреблять алкоголь.