Праздник Преображения Господня напоминает верующим, что они тоже должны стать иными, то есть духовно преобразиться, для этого нужно жить по-христиански и каяться, рассказал РИА Новости председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии РПЦ иеромонах Макарий (Маркиш).
В Русской православной церкви 19 августа встречают Преображение Господне. Другое название праздника – Яблочный спас — напоминает о народной традиции освящения фруктов (исторически винограда, но в наших широтах – яблок). Их в храмах окропляют святой водой, а потом читают специальную молитву. Молитва, как отмечают священники, есть «благословение», а яблоки или другая еда после этого не становится «священной» или «святой». Еду можно унести, подарить или оставить в храме.
Отец Макарий напомнил слова апостола Павла, которые он обращал к одной из общин верующих: «подражайте мне, как я Христу».
«В праздник Преображения Господня верующим стоит задуматься о том, что человеку надо подражать, уподобляться Христу. То есть тоже надлежит преобразиться – стать иным. Для этого нужно освободиться от того, что нам мешает быть подобными тому, кто нас создал – Богу, то есть от греха. Со времён грехопадения первых людей грех мешает нам быть такими, какими Господь нас создал. Грехопадение было искажением нашей природы, стало нашей болезнью. Значит, нужно выздороветь, лечиться и следовать указаниям нашего небесного врача – Иисуса Христа, доверить ему свою жизнь. Нужно покаяние, нужно жить по-христиански», — сказал отец Макарий.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Преображение Господне (по-гречески «Метаморфосис», переводится как «Изменение формы»). Это двунадесятый, то есть один из 12 главных церковных праздников. Он посвящен евангельскому событию, когда Иисус Христос вместе с тремя учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — пошел молиться на гору. «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие», — говорится в Евангелии от Матфея. А потом к апостолам обратился глас: «Сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; его слушайте» (Мф.17:5). После же, согласно тексту, Иисус наказал ученикам о произошедшем не рассказывать, «доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых».
Как отмечал в одной из проповедей известный богослов и христианский мыслитель митрополит Антоний Сурожский (Блум), эти три ученика уже в первые столетия были определены «как образы веры, надежды и любви». «Перед ними открылось, что Христос встретил Моисея и пророка Илию, которые стали говорить с Ним о грядущем Его распятии, о том, что Ему надлежит умереть по любви к миру, умереть для того, чтобы спасти мир: и нас, и Своих современников и всех, кто до Него жил, и всех тех, кто потом будет жить. И в этот момент, потому что он весь горел жертвенной любовью, весь светился этой любовью, Его лик стал светел, как солнце, Его одежды стали такими белыми, какими их нельзя выбелить на земле», — объяснял значение этого эпизода митрополит Антоний.
По его словам, Церковь, все люди в ней – «в положении этих апостолов с тех пор». «Мы собрались вокруг Христа, Его свет в нас живет. Все светлое, что в нас есть, – это Его свет. Это диво, и дивно то, что это возможно для нас так же, как было для апостолов, несмотря на нашу грешность. <…> В этом смысле храм является местом Преображения, где полнота Божества присутствует, где изливается на нас весь свет Божественный, где мы воспринимаем Его с трепетом, благоговением, любовью, благодарностью. И одновременно, когда мы оглядываемся на себя самих, мы видим, как мы недостойны той любви, которой нас одаряет Господь. И поэтому мы можем ликовать о том, что мы – дети Божии, и вместе с тем исповедовать свои грехи», — заключил Антоний Сурожский.