– Для того, чтобы понять смысл того, что говорит святейший патриарх Кирилл, нужно помнить и понимать, что он всегда говорит исключительно в парадигме религиозного дискурса. Даже когда патриарх говорит о политике – он не говорит политическим языком, он говорит на языке религиозных понятий. Патриарх не занимается политикой, не занимается идеологией, как многие ошибочно думают. Патриарх как глава Церкви сосредотачивается на мировоззренческих и нравственных вопросах, а у нас часто мировоззрение путают с идеологией. Из-за этого порой возникает непонимание того, что делает патриарх.
– Мировоззрение – это набор ценностей, набор нравственных аксиом. Церковь – хранитель этих нравственных и духовных аксиом, того незыблемого богатства, которое лежит в основе российской идентичности. А идеология – категория изменяемая: она отвечает на вопрос: «какая цель стоит перед народом и страной?». Идеология связана с политическим процессом, она может корректироваться от периода к периоду. Если идеология опирается на традицию, если она вытекает из народной идентичности, то она устойчива. И наоборот. Идеологию формулирует президент, политические структуры. А Церковь – в лице святейшего патриарха, о котором мы сегодня говорим в связи со знаменательной датой, – влияет на мировоззрение народа, его ценностные нормы. И это, безусловно, не может не отражаться на той идеологии, которую формирует политика. Но идеология, повторюсь – это изменяемая категория, а ценности и мировоззрение – неизменяемая. Святейший работает именно с неизменяемой категорией, как глава Церкви он – хранитель этой неизменяемой категории.
– Во-первых, тезис, сформулированный святейшим патриархом Кириллом в 2009 году о традиционных ценностях. Он, собственно, ввел это понятие, которое сегодня очень широко распространено, в общественный обиход и сформулировал. В рамках работы Всемирного русского народного собора (ВРНС) он начал дискуссию о тех ценностях, которые объединяют всех россиян, независимо от вероисповедания, национальности, возраста, здоровья, интеллекта, экономического положения, политических взглядов. Он сказал, что есть такие ценности, которые объединяют всех и скрепляют общество, и это очень важно.
Далее, его предложение ввести понятие о бытии Божием в Конституцию – безусловно, историческое событие. Его тезис о приоритете духовного над материальным. Как вы помните, учение марксизма, господствовавшее на протяжении почти ста лет, было прямо противоположным, и святейший с этим не соглашался. Эта мысль вошла в стратегию национальной безопасности, вошла в 809-й указ президента (указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года – ред.).
Очень важный тезис, который пока не так широко известен, но обязательно наберет обороты, – это тезис о том, что общество состоит из семей, а не из индивидуумов, которые борются между собой, распихивают друг друга локтями и стремятся к лидерству. Это очень важное ценностное мировоззренческое, а в каком-то смысле и философское понятие, недаром мы называем семью малой Церковью.
Наконец, последнее и очень важное положение, – о церковном суверенитете. Патриарх много лет назад впервые заговорил о церковном и духовном суверенитете, и из этих его тезисов вышли современные понятия культурного и ценностного суверенитета. Понятие культурного суверенитета тоже вошло в текст Стратегии национальной безопасности. Понятия культурного и ценностного суверенитета не могли бы появиться, если бы патриарх не говорил о церковном и духовном суверенитете – они вышли из них.
– Во-первых, были введены новые органы управления: новые синодальные отделы и комиссии, новые митрополии и епархии, несколько экзархатов – Африки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии, а также митрополичьи округа. Было создано Межсоборное присутствие – очень важный институт (совещательный орган из архиереев, духовенства, монашествующих и мирян, содействующий высшей церковной власти РПЦ в подготовке решений о наиболее важных вопросах ее внутренней жизни и внешней деятельности – ред.).
– Отдельных выступлений и знаковых программ за последние годы, конечно, было много. Но я бы обратил внимание на одно из последних: на выступление патриарха Кирилла осенью 2022 года на съезде ВРНС. Это богословский доклад с анализом секуляризма как антихристианской глобалистской идеологии. Это очень серьезный и глубокий доклад, обычно такие доклады «перевариваются» интеллектуалами на протяжении нескольких лет. На это требуется время. Этот доклад, безусловно, окажет влияние на развитие русской мысли.
– Выше я говорил о вещах теоретических и стратегических, которые влияют на мировоззрение и идеологию. Но ведь святейший уделяет очень много времени практическим вопросам, которые определяют повседневную жизнь всех нас, и они, разумеется, тоже связаны с нравственным измерением.
Я имею в виду многолетнюю – не побоюсь этого слова – борьбу святейшего патриарха за вывод абортов из ОМС. Понятно, что этому очень сильно сопротивляются, потому что понимают: это – первый шаг к полной остановке чудовищного убийства нерожденных детей.
И, конечно, федеральный закон о многодетных семьях (выступая в Совете Федерации РФ в мае 2022 года, патриарх призвал в кратчайшие сроки принять закон, который бы дал статус многодетной семье, а также защитить все семьи от незаконного вмешательства органов опеки – ред.). Речь об этом идет уже два-три года, и святейший говорит о нем очень часто. Эти вещи тоже связаны с нравственной проблематикой, но они имеют и практическую сторону, практическое измерение.