Дзен
Православные отмечают Покров Пресвятой Богородицы. Глубоко укоренившись в русской истории, этот праздник давно стал для многих «своим». Однако у ученых другое мнение. О некоторых важных исторических обстоятельствах — в материале РИА Новости.
Стоит особняком
Покров входит в число 18 великих праздников. Но, в отличие от большинства из них, никак не связан с евангельскими событиями. Его основа — церковное предание.
Некогда в Константинополе жил юродивый по имени Андрей. Однажды он со своим учеником Епифанием отправился на окраину города, во Влахернский храм, помолиться и поклониться величайшим святыням — Кресту Господню и Ризе Богородицы.
Было около четырех часов утра, когда святой вдруг обратил взор вверх и узрел Богоматерь, а с ней — Иоанна Предтечу и апостола Иоанна Богослова. Андрей спросил ученика: «Видишь Владычицу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой, и ужасаюсь», — ответил тот.
«Преклонив колена, — гласит предание, — Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу Господню, продолжала молитву, закончив которую, Она сняла с головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых».
Именно благодаря этой византийской легенде и появился праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Однако до сих пор не ясно, кто первым стал его отмечать — греки или русские.
В честь поражения
Долгое время преобладала первая версия. Так, русский церковный историк Григорий Георгиевский увязывал происхождение праздника с житием того самого Андрея Юродивого.
То есть Покров возник в Византии и лишь спустя два столетия пришел на Русь, где быстро прижился и стал «своим». Но с Георгиевским соглашались не все. Хотя бы потому, что в византийских текстах о видении святого Андрея — ни слова.
Да и в греческих церковных уставах торжественная дата не зафиксирована. Отсюда другая гипотеза: праздник появился на Руси в XII веке.
Тогда фактическим правителем русских земель был Андрей Боголюбский, особо почитавший Богоматерь. В 1164-м он распорядился пополнить календарь Всемилостивым Спасом — в честь победы над волжскими булгарами — и Покровом Пресвятой Богородицы. Но вот к какому событию он приурочил второй праздник — вопрос.
Ответ, скорее всего, нужно искать на страницах «Жития Андрея Юродивого». Исследователи полагают, что там описаны события рубежа IX-X столетий. В тот период Константинополь неоднократно осаждали мусульмане. Вероятно, речь идет об одном из таких набегов.
По другой версии, византийская столица оборонялась от… «племен русов» из Киева. Так в ту пору именовали варягов. В «Повести временных лет» говорится, что успешной осадой командовали князья Аскольд и Дир. Правда, затем они отступили — по неизвестной причине. Греческие хроники свидетельствуют: случилось это после крестного хода с ризой Богородицы. Это чудо убедило Аскольда и Дира принять христианство. А Андрей Боголюбский позднее учредил в честь него праздник Покрова.
Однако поход на Константинополь упоминается в русских письменных источниках довольно поздно — приблизительно с XVI века. И откуда пришла эта информация, не очень понятно. Кроме того, ее могли существенно переработать.
Парадокс: Боголюбский решил отпраздновать поражение собственных предков. Поэтому некоторые ученые считают, что истоки Покрова следует искать не во Владимиро-Суздальском княжестве.
Наш иностранец
А в Новгороде. Дело в том, что все ранние рукописи, где упоминаются «Житие Андрея Юродивого» и праздник Покрова, — именно оттуда. К тому же, согласно ряду преданий, святой родился в городе на Волхове, а только потом перебрался в Константинополь.
Согласно этой гипотезе, праздник Боголюбский привил своей вотчине после неудачной осады «вольного города» в 1170-м. Современники же называли неудачу опытного полководца не иначе как «чудом Божиим».
Сегодня новгородская версия считается наиболее достоверной.
Только есть одно но: первый известный науке храм в честь этого праздника — церковь Покрова на Нерли — стоит не на северо-западе Руси, а во владимиро-суздальских землях. Это еще больше запутывает исследователей и не позволяет окончательно ответить на вопрос, чей же на самом деле Покров.