Содержание:
В стране активизировалось религиозное движение, призывающее к отказу от документов, благ цивилизации и родственных связей. Основатель — Леонид Власов, рецидивист, именующий себя «патриархом, царем, пророком». О том, как устроен культ, — в материале РИА Новости.
Пропагандистские листовки
Свою организацию адепты называют так: «Русская православная церковь — Царская империя». Но с РПЦ тут никакой связи.
Последователи движения расклеивают листовки на улицах. Особенно много — в городе Волжский (Волгоградская область). В местной Калачевской епархии РПЦ обратились в полицию.
Там, впрочем, объяснили, что всерьез к этому относиться не стоит: проповеди расклеивала женщина, которая находится под наблюдением и врачей, и полицейских.
Аналогичные случаи ранее фиксировали в Рязанской и Новосибирской областях. В русской церкви предупреждают об опасности секты, которая, как оказалось, действует уже несколько лет.
Основал культ уроженец Казахстана Леонид Власов, который именует себя «схимитрополитом» Зосимой. О нем известно немного: родился в 1982 году, четырежды судим. В 2017-м некоторое время жил у другого сектанта — «архиепископа» Сергия (Эдуарда Агеева), который с конца нулевых проповедует отказ от паспортов и медицины. А также активно критикует РПЦ и ее предстоятеля патриарха Кирилла, призывает не молиться за него. Отсюда неофициальное название секты — «непоминающие».
Его последователь пошел еще дальше: считает, что необходимо отказаться от благ цивилизации и, «спасаясь от Антихриста», ехать в лесную глушь. На увещевания поддались немногие — в 2018 году основанная Власовым община в небольшом поселке Луна (Тульская область) насчитывала 20 человек.
Спустя два года лидер бросил последователей, узнав о внимании со стороны МВД.
«Они активизировались»
Несмотря на призывы «отречься от всего мирского», самосвят активно пользовался соцсетями — выкладывал там проповеди. Это помогло завлечь людей в разных регионах. В Ульяновской области адепты самозванца стали скупать заброшенные дома. Там в итоге и обосновался «схимитрополит».
«Село Айбаши они переименовали в Боголюбово. Долгое время жили тихо, но с осени активизировались, — рассказывает епископ Диодор, глава Мелекесской епархии РПЦ. — Стали устраивать провокации против нас. Как-то провели рейд: выехали в сторону Самары и по пути на каждом храме расклеивали листовки».
В епархии неоднократно жаловались полицейским. Однако те ничего не предпринимали, поскольку в действиях последователей Зосимы не видели ничего противозаконного.
На днях сектанты устроили крестный ход. Сельчане вызвали полицию. Адепты не стали ничего объяснять — набросились на правоохранителей с кулаками. Семерых доставили в отдел, на двоих составили административные протоколы.
«В нашей области около 30 последователей, — продолжает Диодор. — В основном это простые люди, некоторые вообще без образования. Не смогли реализоваться в жизни и теперь ищут того, кто займется их судьбой».
Сам «схимитрополит» каждого новичка встречает радушно, обещает рай на земле. И просит внести «добровольное пожертвование» в размере «любой необременяющей суммы». Все для строительства общины и «встречи апокалипсиса».
«За финансовые потоки отвечает правая рука Зосимы — Александр Кормишенко, называющий себя «митрополитом всея Руси и пророком» Енохом. Власов же на язык подвешен: в один день накричит, в другой — по голове погладит», — говорит диакон Георгий Ключников, сотрудник антисектантской службы Западного викариатства Московской епархии РПЦ.
«Слова не соотносятся с действиями»
Точное количество сектантов неизвестно. Осенью того года они провели «поместный собор» — второй по счету. «Опубликовали поименный список — всего около 500 человек. На первом было более 700, — уточняет диакон Георгий. — Пошел отток. Все потому, что слова Власова не соотносятся с действиями».
Например, адепты не раз видели, как «схимитрополит» напивался.
«Как-то вышел на крыльцо своего дома и начал раскидывать пачку пятитысячных купюр. Не исключено, что из общей кассы», — вспоминает Игорь (имя изменено), один из бывших последователей Зосимы.
Под влияние самосвята он попал в 2019-м. Бросил пожилых родителей и отправился в поселок Луна. Утром — богослужения. Днем — «послушания»: уборка, готовка, бытовая работа. Власов внушал адептам, что он — «будущий царь и патриарх людского спасения».
Спустя некоторое время Игорь решил уйти, поскольку обещанного рая так и не обрел. Быт не ладился, а Власов часто появлялся нетрезвым. Адепт набросился на «учителя» с кулаками, тот вызвал Игорю такси и выпроводил из общины.
«Те, кому удалось вырваться, рассказывают, что Власов вынуждал разорвать все контакты с близкими. Еще одно табу — общаться с теми, кто в Московском патриархате (РПЦ. — Прим. ред.). Отступникам он угрожает, что их «Бог покарает». Кроме того, составил своего рода «расстрельный список» недругов, которые посмели перейти ему дорогу. Там сектоведы, журналисты, священники, полицейские и так далее — всех ждет «Божье наказание». Грозится «уголовными делами», как только установит свою власть. При этом уверяет адептов, что со временем они станут князьями и господами», — говорит диакон Георгий.
«Действуют по методичкам»
«Царская империя» — не первая структура, которая завлекает последователей обещанием рая и грозит Божьей карой. Как отмечают специалисты, это характерная черта многих культов.
Со временем сектанты переходят от слов к делу. В 2007 году на всю страну прогремела история «пензенских затворников» во главе с Петром Кузнецовым. В начале ноября вместе с 35 адептами он укрылся в заранее оборудованном подземном убежище. Люди угрожали сжечь себя, если их попытаются насильно достать из-под земли. В мае 2008-го пещера обвалилась, но многие не захотели выходить. Суд признал предводителя невменяемым и отправил на принудительное лечение.
Истоки подобных верований — «параправославная мифология», указывает религиовед Роман Силантьев.
«Есть учение Церкви, а есть всякие страшные тайны и удивительные мифы, непонятно от кого исходящие пророчества», — поясняет он. — В таких сектах постоянно говорят о приближающемся конце света, продаже своего имущества — квартир, домов — и передаче денег на нужды общины. И у них модно не просто царем себя провозглашать, но еще и царем-патриархом».