Содержание:
Антипасха (Фомино воскресенье) отмечается в первое воскресенье после главного христианского праздника. Суть и история торжества, народные традиции и обряды, что значит этот день в церковном календаре и почему он так называется, — в материале РИА Новости.
Антипасха (Фомино воскресенье)
Первое воскресенье после Пасхи по церковному календарю называется Антипасхой, или Фоминым воскресеньем, а по народной традиции — Красной горкой. Название “Антипасха” вовсе не означает противопоставление главному христианскому празднику, наоборот — смысл его заключается в том, что верующие снова обращаются к прошедшему торжеству, вспоминают его, «вместо Пасхи». Название «Антипасха» появилось еще в VI веке и означало отдание Пасхи, в это воскресенье в церкви совершалось богослужение во многом похожее на пасхальное (по чину двунадесятых господских праздников, хотя сам день к таким не относится), то есть условно его можно назвать «тринадцатым двунадесятым праздником».
Фоминой эту неделю стали называть после IX века, это связано с тем, что акценты несколько сместились и теперь в первую очередь вспоминалось второе пришествие Христа апостолам, среди которых был Фома, который не поверил в воскрешение Спасителя, пока не увидел его своими глазами.
Какого числа в России
Антипасха празднуется ровно через неделю после Пасхи, в 2023 году — это 23 апреля. Именно с этого дня у православных начинается Радоницкая неделя, во время которой поминаются усопшие родственники, устраиваются свадьбы, сватовства и народные гуляния.
Суть и история православного праздника
С древних времен окончание Светлой седмицы, а именно — восьмой день по Пасхе, всегда праздновалось особо.
Фомина неделя
Фома — один из апостолов, который, по преданию, имел очень непростой характер. Когда Иисус шел с намерением воскресить Лазаря, именно Фома был уверен, что ничего из этого хорошего не получится. Смерть Христа произвела на апостола удручающее впечатление, он уверился в том, что утрата Мессии безвозвратна и настолько упал духом, что решил вести теперь свою отдельную жизнь вне остальных апостолов, поэтому не присутствовал при воскрешении и не поверил в благую весть: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
В результате Христос сам явился к Фоме и показал ему свои раны. С этого момента апостол не только искренне поверил в воскрешение Иисуса, но и в его божественную сущность. Однако смысл Фомина воскресенья в том, чтобы прийти к вере не через чудо, а через слово, как написано в Библии: «Блаженны невидевшие и уверовавшие».
Церковные предания говорят о том, что Фома, получивший прозвище «неверующий», основал христианские общины в Месопотамии, Эфиопии, Палестине и некоторых других странах, а мученическую смерть принял в Индии из-за того, что обратил в свою веру супругу и сына индийского правителя.
Почему называют Красной горкой
Красная горка (по одной из версий) уходит корнями в языческий праздник, который возник в дохристианской Руси. Изначально его отмечали в середине апреля, когда начинал активно таять снег, и посвящали нескольким богам, в первую очередь — Яриле, богу солнца. В этот день народ встречал рассвет на горе, которая первой избавилась от снега, ее называли «красной» — «красивой» или «нагретой солнцем».
С приходом христианства появилась традиция дарить родным и друзьям пасхальные яйца, потом подниматься на горку и скатывать их с нее. Тот, чье яйцо благополучно достигало подножия и не разбивалось, мог надеяться на долгую счастливую жизнь. Крашенки в те времена всегда красили в красный цвет, отсюда могло появиться название «Красная горка».
Традиции и обряды
Этот день всегда праздновали с размахом: его связывали с приходом весны, ожиданием пробуждения природы. Молодежь устраивала широкие гуляния с плясками и хороводами до самого утра, повсюду звучали песни, женщины снова красили яйца. Девочки-подростки рано утром собирались в саду и делали на костре из принесенных из дома яиц яичницу, потом все вместе ели ее ложками, а девушки, недавно вышедшие замуж, во время хоровода символически переходили из разряда невест в замужние женщины (из одного ряда хоровода в другой). Не участвовать в гуляниях считалось плохой приметой, молодые люди верили, что если в этот день сидеть дома, то так и останешься без пары или создашь семью, но с некрасивым, нелюбимым человеком.
Именно в этот день после строгого поста в церкви наконец разрешалось венчание, поэтому в народе считалось, что все, кто женится на Красную горку, будут счастливы в семейной жизни.
В каждой губернии существовали свои традиции и обряды на Фомино воскресенье. Например, в Пензенской было принято женскому населению деревни в полночь выходить за околицу, где их уже поджидали три старых женщины с иконой Казанской божьей матери и три молодых — с сохой. Девушки распускали косы, женщины снимали платки и тащили соху вокруг деревни, а на перекрестках чертили кресты, впереди них шли старушки с иконой и читали молитву. Очертив круг, процессия возвращалась на исходное место, и начиналось пиршество, которое заканчивалось до третьих петухов (3 часа ночи), так как гулять дольше считалось плохой приметой. Смысл обряда состоял в том, что все несчастья должны остаться за бороздой от сохи и не смогут ее переступить.
Что нельзя делать на праздник
Считалось, что плохой приметой будет:
- выбрасывать пищу, которая осталась от праздничного стола;
- грустить, иначе весь следующий год проведешь в печали;
- проводить день в одиночестве, обязательно нужно быть в кругу семьи, звать соседей и друзей в гости;
- заниматься посадкой растений, всходы будут слабыми и могут погибнуть;
- ругаться, иначе не помиришься до Троицы;
- работать;
- быть неопрятным, обязательно нужно надевать праздничную одежду;
- купаться, лучше это делать в другой день.
По церковным канонам запрещались ссоры и сквернословие, так как в этот день Фома уверовал в воскресение Иисуса, а значит, нужно радоваться. Церковь советует провести этот день с семьей и друзьями, часто в Фомино воскресенье посещают кладбища, хоть этот день и не относится к Родительским, Антипасху часто называют Пасхой для умерших, считалось, что именно в этот день усопшие родственники могут разделить трапезу с потомками, для них оставлялось место за столом и еда на окне и у двери, а утро начиналось с поминовения. Нельзя в этот день отказывать в помощи страждущим и обязательно нужно подавать милостыню.