В Русской православной церкви вспоминают принесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Второе название праздника – Ореховый, или Хлебный Спас.
В этот день по народной традиции полагалось освящать урожай зерна или орехи – чтобы тот пошел людям на пользу. Ранее летом в Церкви встречали другие «урожайные» праздники, или «Спасы», то есть торжества, посвященные Спасителю – Иисусу Христу.
Так, 14 августа прошел Медовый Спас. Церковное название праздника – Изнесение честных древ животворящего Креста Господня. А 19 августа — Яблочный Спас, Праздник Преображения Господня.
Третий «Спас» — Ореховый или хлебный – народное название церковного праздника Перенесения нерукотворного образа Христова из Эдессы в Константинополь. Согласно преданию, царь Эдессы Авгарь был болен и послал к Спасителю художника, чтобы тот сделал Его портрет. Правитель надеялся через изображение Иисуса исцелиться. По преданию, Христос вытер лицо тканью, на которой отпечатался Его лик, и отправил плат в Эдессу. Авгарь вскоре исцелился.
Именно это изображение в дальнейшем легло в основу иконографического типа «Спас нерукотворный». В 944-м эту ткань с ликом Спасителя перевезли из Эдессы в Константинополь. Об этом событии и вспоминает Церковь 29 августа.
Священники объясняют: почитание нерукотворного образа Спасителя связано с догматом о том, что воплотившийся Сын Божий стал истинным человеком, оставаясь истинным Богом. Отсюда же вытекает важнейший догмат об иконопочитании – «изобразимости»: честь, которую верующие воздают священным изображениям, возводит к первообразу.
В то же время духовенство предостерегает верующих от поклонения иконам. Ведь христиане поклоняются только Богу, а иконы чтут. Так, в случае со Спасом Нерукотворным поклонялись не самому плату (материи), а лику, который был на нем изображен.