В римском дворце Бранкаччо, расположившимся в самом «сердце» итальянской столицы, состоялся «Большой исторический бал», посвященный 150-му юбилею русского пианиста-виртуоза и выдающегося композитора Сергея Рахманинова.
Организаторами культурно-светского мероприятия, ежегодно проходящего под патронажем Международного совета ЮНЕСКО по танцу, выступили автор и идейный вдохновитель проекта, хореограф и президент Национальной компании по историческому танцу Нино Грациано Лука, а также Юлия Базарова — журналист и популяризатор русской культуры, действующая при поддержке культурной ассоциации «Друзья Великой России».
Вопреки сложной геополитической ситуации, организаторы бала отмечают, что их ивент направлен на укрепление отношений между Россией и Италией в культурной сфере.
«В этом году мы организовываем «Большой исторический бал, где итальянская музыка, исполняемая на балах, встречается с мировыми культурами. Здесь композиции Верди, Моцарта, Штрауса и Рахманинова. Лично для меня Сергей Рахманинов бесспорно является не только одним из самых великих пианистов в мире, но и композитором, произведения которого дали небывалый толчок к развитию мировой музыкальной культуры. Отдавая должное его совершенному дару, я бы назвал Рахманинова «пост-романтиком». Многие его композиции попадают прямиком в сердце, и мне не приходится даже их анализировать. Любой, кто соприкасается с музыкой Сергея Рахманинова, неминуемо оказывается в ее власти. Это главным образом относится к его «прелюдиям». Так, при прослушивании 26-й прелюдии за счет четко выстроенной музыкальной цепочке, кажется, что ты забрался на «русские горки»», — рассказал в беседе с «РГ» Нино Грациано Лука.
На балу собралось около 200 гостей, облаченных в элегантные фраки и в воздушный кринолин. Среди них — принцесса Мария Пиа Русполи и Кавалер Манфреди Фило Делла Торре, которые являются преданными почитателями русской культуры. Оба сошлись во мнении, что она должна иметь неприкосновенный статус.
«Я сегодня здесь, потому что мне нравятся традиции того времени, а танцы эпохи Рахманинова меня завораживают. Русская культура формировала и продолжает формировать целые поколения. Я нахожу действительно абсурдными нападки на русскую культуру, музыку, литературу и кино, которые должны находиться вне любого конфликта», — поделилась с «РГ» принцесса Русполи.
«Полагаю, что бал — историко-культурное событие, которое помогает понять, что между русской культурой и культурой юга Италии есть много общего. Например, уважение к женщинам, религии и традициям. Я считаю, что у наших народов больше исторических связей, чем это принято думать. Считаю также, что каждый раз, когда кто-то хочет прибегнуть к «культуре отмены», он тем самым лишь стимулирует интерес к подвергающейся атакам культуре», — отметил Фило Делла Торре.
«Я занимаюсь и живу культурой каждый день. Для меня культура — самый важный инструмент для поддержания диалога между народами», — дополнил Нино Грациано Лука.
Бал проходит в «вечном городе» уже в 11-ый раз. В недавнем прошлом в его названии особое место занимало слово «русский», которое в 2023 году организаторы решили заменить на более широкое определение «исторический».
«В этом году привычное всем громкое и яркое название могло бы привлекать много внимания, поэтому мы решили трансформироваться в «Большой исторический бал», поскольку нашим главным приоритетом являлось проведение бала в текущих международных условиях», — пояснила «РГ» Юлия Базарова, посетовавшая также на трудности, возникшие при подготовке бала.
«В этом году мы столкнулись с непредвиденными трудностями. Многие компании, поддерживавшие бал на протяжении 10 лет, к сожалению, отказались от сотрудничества с нами. Вместе с тем, я бы хотела подчеркнуть, что никто из них окончательно не разорвал отношений. Они заверили меня, что ждут стабилизации ситуации, чтобы уже на следующий год вновь продолжить взаимодействие с нашей Ассоциацией», — пояснила Базарова.
На балу выступили российские и итальянские исполнители, в том числе выпускники и преподаватели Российской академии музыки им. Гнесиных. Прозвучали сочинения Рахманинова и его современников — итальянских композиторов.
Студенческое движение «Юнкера» Московского художественно-промышленного института вновь приняло участие в бале. Студенты представили костюмы времен Серебряного века, а также классические этюды той эпохи. В традициях русского символизма они представили мир русских сказок, в том числе мини-постановки «Руслан и Людмила», «Жар-птица» и «Царская невеста». По традиции на балу прошел ежегодный конкурс на лучший исторический костюм. В состав жюри вошли дизайнеры Джимми Балдинини, Хосе Ломбарди и Элеонора Альтаморе. Победителям присудили премии в номинациях: историческое женское платье, исторический мужской костюм, самая красивая пара бала (кавалер и дама) и детский исторический костюм.
Кульминацией стало выступление сопрано Юлии Велоче, завершившей бал композицией «Аве Мария», написанной в современном стиле известным композитором и заслуженным артистом РФ Алексеем Гарнизовым специально для итальянской публики.