Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929-2008), скончавшийся 8 декабря 15 лет назад, возглавил Церковь во время «второго крещения Руси» — периода возрождения РПЦ, когда ежегодно освящали тысячу храмов, восстанавливали духовные центры после десятилетий гонений и притеснений со стороны советской власти. Об этом рассказал РИА Новости настоятель храма мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский, возглавлявший ранее пресс-службу патриарха Алексия II, а затем патриарха Кирилла.
Во вторник исполняется 15 лет со дня кончины патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). Он умер 5 декабря 2008 года, похоронен в столичном Богоявленском соборе в Елохове.
«Для Церкви патриарх Алексий II сделал очень много, это войдет в историю. То, что было сделано за годы его патриаршества, было уникальным явлением, о котором можно смело говорить, что это было второе крещение Руси. Например, ежегодно освящали тысячу новых храмов — фантастическая цифра — это и старые храмы, которые восстанавливали из руин, и новые. За время его патриаршества эта цифра не уменьшалась», — сказал Вигилянский.
Он отметил, что, когда Алексий II взошел на патриарший престол, церковную жизнь в СССР «можно было сравнить с пустыней», поскольку в то время Русской церкви было запрещено заниматься образовательной, воспитательной и миссионерской деятельностью.
«Все то, что патриарх Алексий II начал — это была такая чистая энергия возрождения: делалось всё, что мы упустили, что не было возможности делать при советской власти… огромное количество людей предлагали свои усилия, чтобы участвовать в этом возрождении. Патриарх всё поддерживал, даже то, на что, казалось, нет никаких ресурсов. Что-то удавалось сделать чудом Божиим: например, открытие Свято-Тихоновского института или создание Православной энциклопедии, которая до сих пор еще выходит — за 25 лет выпущено 70 томов», — пояснил священник.
По его словам, одной из главных целей Алексий II видел восстановление в стране духовных центров, которые существовали ранее: Оптина пустынь, кафедральный храм Христа Спасителя в Москве, Валаамский монастырь, Дивеевская обитель и так далее. «Его Святейшество понимал, что восстановление этих центров станет основой возрождения Церкви. Да и сам он, его личность, был «мостиком» между старой (дореволюционной) и новой (после крушения СССР) Россией», — пояснил протоиерей.
Будущий патриарх родился в 1929 году в Эстонии, на тот момент за границей, воспитывался в эмигрантской среде. «По линии отца это были обрусевшие немцы, которые служили царю и отечеству, монархисты. Будущий патриарх пережил войну в оккупированной немцами Эстонии, фактически он стал жить в СССР лишь в 1945 году, в 16 лет. Тогда Алексей Ридигер приехал в Ленинград поступать в духовную семинарию. Он был не похож на тех людей, которые его тогда окружали», — рассказал Вигилянский.
Он также обратил внимание на то, что нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл — «сподвижник, последователь и младший современник патриарха Алексия II».
«Люди они совершенно разные, но противопоставлять их не стоит, они из одной команды, одного круга, единомышленники. Они вместе занимались возрождением Церкви в период новейшей истории страны. Например, патриарх Кирилл восстанавливал богословскую школу — Петербургскую духовную академию, можно сказать, что он совершил там просто революцию. Еще в советское время он был направлен на Смоленскую кафедру — самую бедную в России епархию — и ее восстановил. При этом он занимал пост главы Отдела внешних церковных связей. То есть патриарх Кирилл тоже ощутил на себе эту историческую динамику, энергию возрождения Церкви в тот период», — заключил собеседник агентства.
Патриарх Алексий
Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в Таллине (Эстония) в семье русских эмигрантов в независимой в то время Эстонии. Как отмечают на сайте РПЦ, большинство русских, живших в то время в этой стране, «по существу не были эмигрантами, являясь уроженцами этого края, которые оказались за границей, не покидая родины».
Отец патриарха Алексия II Михаил в течение 16 лет был настоятелем таллинской церкви Рождества Богородицы. Как отмечают в РПЦ, патриарх Алексий еще шестилетним мальчиком выполнял свое первое послушание — разливал крещенскую воду и «уже тогда твердо знал, что станет священником», а «в восемь-девять лет он знал Литургию наизусть и любимой его игрой было «служить». Родители будущего патриарха брали его с собой в паломничества — в Псково-Печерский Свято-Успенский и Спасо-Преображенский Валаамский монастыри, которые на тот момент находились на территориях получивших независимость Эстонии и Финляндии соответственно.
В 1945-47 годах году Алексей Михайлович служил во вновь открытом после Великой Отечественной войны Александро-Невском соборе и других храмах Таллина. Потом окончил Петербургскую (Ленинградскую) духовную семинарию и позже — академию. Рукоположен во священника в 1950 году. В 1961 году он принял монашеский постриг, стал епископом Таллинским и Эстонским. В том же 1961 году назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. В 1964 году назначен управляющим делами Московской патриархии и постоянным членом Священного синода РПЦ. Позже занимал различные должности в патриархии.
В 1986 года Алексий II назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. За время управления Петербургской епархией были восстановлены и освящены часовня блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Иоанновский монастырь на Карповке, совершилась канонизация блаженной Ксении Петербургской, Церкви были возвращены мощи благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.
В июне 1990 года Поместный собор РПЦ избрал Алексия II патриархом. Как отмечают в РПЦ, возвращение Церкви к широкому общественному служению — это во многом заслуга патриарха Алексия II: «после многолетних гонений и ограничений Церкви была возвращена возможность проводить не только катехизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и осуществлять благотворительность по отношению к малоимущим и служение милосердия в больницах, домах престарелых и местах заключения».
По данным сайта РПЦ, патриарх Алексий «убежденно придерживался принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга», но при этом «считал, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, государственными и общественными институтами».
Патриарх известен также миротворческими инициативами: в период общественно-политического кризиса осенью 1993 года Алексий II «принял на себя миссию умирения политических страстей, пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны и посредничая на этих переговорах». Также патриарх «выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака, военным конфликтом в Южной Осетии в августе 2008 года».