Ближайшие четыре воскресенья посвящены подготовке к Великому посту, в храмах читаются соответствующие отрывки из Евангелия, устав предполагает изменения в меню, а верующим стоит в этот период сформулировать и поставить духовные цели, которые они хотели бы достичь во время поста, рассказал РИА Новости глава учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов.
Великий пост в 2024 году идет с 18 марта по 4 мая — если считать вместе со Страстной седмицей (неделей). В этот период согласно уставу нужно отказаться — за исключением некоторых дней — от продуктов животного происхождения: мяса, яиц, молочных продуктов, рыбы, а также алкоголя. В храмах во время поста читают особые молитвы, реже совершается литургия, меняется облачение духовенства. Пост — время покаяния, исправления, духовной подготовки к празднику Воскресения Христова, который в этом году встретят 5 мая.
Великий пост предваряют четыре подготовительных недели (воскресенья): неделя о мытаре и фарисее — в этом году 25 февраля; о блудном сыне — 3 марта; о Страшном суде или мясопустная — 10 марта. Последнее воскресенье перед Великим постом — 17 марта — называется Прощеным воскресеньем или воспоминанием изгнания Адама из рая. «Эти четыре вехи на протяжении долгих веков рассматриваются Церковью как необходимые условия правильной подготовки ко вступлению в Великий пост», — сказал Козлов.
Богослужебные особенности
В первое воскресенье – о мытаре и фарисее – в храмах читается известная евангельская притча «о человеке, сознававшем свои добрые качества и ставившем себя выше других людей и, напротив, очевидном грешнике, который осознавал свои грехи». «В этой притче — образ для всех входящих в Великий пост, там говорится, что реальное осознание своих немощей делает человека ближе к Богу, чем самодовольная праведность или видимость самодовольной праведности», — пояснил Козлов.
Во второе воскресенье читается «известная многим по произведениям изобразительного искусства и литературы» притча о блудном сыне. «Это история о двух сыновьях, один из которых остался верен отцу, a второй решил устроить жизнь самостоятельно, востребовал свою часть имущества и провел эту часть жизни решительно неправильным образом, но решился в покаянии вернуться к отцу и был им принят сразу. Это напоминание о том, что нет греха, который побеждал бы милосердие, долготерпение Божие, и что хуже всего — это вследствие сознания своих греховных поступков впасть в уныние, отчаяние, считать, что «я такой не могу быть прощен Богом и вернуться к нему», — рассказал священник.
Третье воскресенье — о Страшном суде, на котором, согласно вероучению, Бог будет судить всех людей, этому суду предшествует всеобщее воскресение мертвых. «Интересно, что из многочисленных евангельских сюжетов о Страшном суде выбрана притча, где говорится о том, что люди будут в итоге судимы не по тому, что они говорили, как молились, постились, но по тому, как они вели себя по отношению к тем, кому в этом мире трудно: посещали ли заключенных, больных, помогали ли бедным, не отвернулись ли они от тех, кто у них просил помощи. И даже человек, не осознавая себя христианином, верующим, через такую помощь другим может ощутить живую встречу с Богом», — заметил протоиерей.
На богослужении четвертого, последнего воскресенья перед постом в храмах вспоминают изгнание Адама из рая, поется стихира «Седе Адам прямо рая» (Адам, сидя у рая, оплакивает свое изгнание). «В храмах читается отрывок из Евангелия о том, что условием нашего прощения со стороны Бога является прощение со стороны нас по отношению к тем, кто объективно или субъективно перед нами в чем-то виноват», — пояснил отец Максим.
Говоря об особенностях богослужения перед Великим постом, священник отметил, что в неделю о мытаре и фарисее (25 февраля) на всенощном бдении (в большинстве храмов это богослужение проводят накануне, вечером в субботу) будут звучать «любимые поколениями православных людей покаянные тропари» – «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», на которые писали музыку многие выдающиеся русские церковные композиторы. Эти тропари будут звучать до пятого воскресенья Великого поста. «А начиная с воскресенья о блудном сыне (3 марта) на всенощных будет звучать 136-й псалом «На реках вавилонских — там мы сидели и плакали», «представляющий через образ вавилонского знания ветхозаветных евреев состояние богооставленности души, когда человек от Бога отвернулся или замкнулся в своем греховном самоопределении», добавил он.
Подготовка к посту
Пост в этот период тоже является подготовительным. Семь дней после воскресенья о мытаре и фарисее (25 февраля) — сплошные, то есть отменяется пост в среду и пятницу. После воскресенья о блудном сыне (3 марта) — обычная неделя или, как говорят, «пестрая» — два постных дня в среду и пятницу. А последняя — после воскресенья о Страшном суде (10 марта) — называется масляной, масленицей, или сырной неделей – «она уже, по сути дела, полупуст, поскольку мясо православным людям в эти дни вкушать не полагается, но разрешается молочная пища», рассказал священник. «»Эти недели (воскресенья) потому и называются подготовительными, чтобы человек мог подготовить себя к сознательному прохождению Великого поста. А для этого нужно целеполагание: чего я хочу достичь, что я буду делать — кроме того, чтобы не есть мясо и молочную пищу, а также чуть чаще ходить на богослужения», — считает глава Учебного комитета РПЦ.
В связи с этим он посоветовал до поста продумать «несколько направлений духовной работы». «Первое — в чем моя духовная жизнь станет серьезнее: на каких молитвах я больше сосредоточусь, может быть, буду больше читать Священное писание, или читать серьезную духовную или светскую литературу, а не развлекательную. Второе направление — в чем я себя ограничу кроме, очевидно, диеты: в каких отвлечениях, развлечениях, послаблениях, которые я привычно себе даю. И третье — что я смогу сделать для людей, как мой пост сможет принести пользу душе или просто существованию моих близких, моих коллег по работе, людей, с которыми я пересекаюсь. И вот за эти недели полезно было бы такие цели себе обозначить», — заключил собеседник агентства.