Ученые приблизились к ответу на вопрос о местонахождении Ноева ковчега. Были десятки версий, поиски затянулись на годы. Но весомые доказательства, кажется, нашлись. О недавнем археологическом открытии — в материале РИА Новости.
Очередная сенсация
Окрестности небольших деревень Тельчекер и Узенгили в провинции Агры (Восточная Турция) неизменно привлекают исследователей из разных стран. Здесь, у подножия Арарата, уже много лет ищут следы Ноева ковчега.
В декабре 2021 года попытать счастья решила команда археологов из Стамбульского технического университета и Университета Агры имени Ибрагима Чечена. При выборе места опирались на открытие, сделанное картографом Ильханом Дурупинаром более полувека назад.
В 1959-м он обнаружил на вершине горы след в форме большого судна. Перед началом раскопок специалисты с помощью георадаров провели 3D-сканирование участка. Приборы действительно зафиксировали под землей «искусственную конструкцию в виде корабля».
«Параллельные линии и угловые структуры на глубине от восьми до двадцати футов <…> — это то, чего вы не ожидаете увидеть в естественной геологической формации», — говорилось в отчете экспедиции за 2021 год.
Правда, тогда многие отнеслись к сенсации довольно прохладно. Что понятно: за прошедшие десятилетия миру сообщали об «обнаружении Ноева ковчега» несчетное количество раз. Причем находили его не только на Арарате.
Например, шесть лет назад сотрудники из Библейского общества в Иране заявили, что изучать следует другую гору. Ссылались на то, что в Священном Писании не указано точное место, где Ной причалил к земле. Говорится лишь: остановился «в горах Араратских».
Иранские археологи предположили, что «Араратские горы» из Книги Бытия — это государство Урарту, существовавшее с XIII по VI век до н. э. на территории современной Армении, Восточной Турции и Северо-Западного Ирана.
А единственная гора, подходящая под описание, — Тахте Солейман. На вершине этого потухшего вулкана нашли «остатки окаменевшей древесины», которые, что удивительно, по размерам совпадали с описанием ковчега в Библии.
«Впрочем, есть несколько белых пятен, — признались тогда в Библейском обществе. — Например, в Библии говорится, что он был построен из «дерева гофер». Мы до сих пор не знаем, что это за дерево».
«Араратская аномалия»
У иранской теории есть и другие ошибки, более грубые. Во-первых, Тахте Солейман стоит на территории, никогда не входившей в состав древнего государства Урарту. Во-вторых, в библейской истории о Всемирном потопе есть важный момент: Ной пристал к тому месту, которое первым показалось из-под воды.
Такому критерию в регионе соответствует лишь Арарат. И действительно: большинство искателей Ноева судна однозначно называли эту гору в качестве его местоположения.
«Армяне называют это место «причалом», где Ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части», — писал в I веке иудейский историк Иосиф Флавий.
Об этом же в своих письмах рассказывал в XV столетии знаменитый первооткрыватель Марко Поло. А чуть позже немецкий путешественник Адам Олеарий передал европейцам слова местных жителей: «В Персии и Армении до сих пор верят в то, что на Арарате находятся обломки того самого ковчега и что они стали похожи по прочности и твердости на камень».
В начале XX столетия началась настоящая лихорадка — каждому хотелось первым отыскать библейское чудо.
В 1940-м в американском журнале New Eden вышла статья о том, как лейтенант российской армии Владимир Росковитский совершал разведывательный облет над горой, где в годы Первой мировой проходила линия фронта. И якобы обнаружил гигантский предмет, похожий на корабль.
«При ближайшем рассмотрении он казался длинным, <…> его легко можно было сравнить с линкором. Он был «причален» к берегу озера и наполовину находился под водой. Одна его сторона у самого носа была разобрана, а на другой стороне находились большие ворота площадью около шести квадратных метров и только с одной створкой», — уверял Росковитский.
Позже выяснилось: невероятный рассказ русского летчика оказался обычной журналистской уткой.
В середине 1950-х аналогичное описание представил французский альпинист Фернан Наварра. И даже предъявил в качестве доказательств остатки доски, отломанной, по его словам, от остова ковчега. Однако позднейшее радиоуглеродное исследование показало, что куски дерева относятся к периоду III-VIII веков н. э.
Весной 1960 года в ходе учений американских ВВС выявили «аномалию» — выступающий на юго-западном склоне Арарата объект неизвестной природы. Длина его составляла около 160-180 метров, ширина — 25-30. Соотношение размеров — шесть к трем — близкое тому, что указано в Библии.
Но никаких доказательств существования «аномалии», в частности снимков, так и не представили.
Надежда есть
Вполне возможно, нынешние раскопки у деревень Тельчекер и Узенгили тоже зайдут в тупик. Но пока отчеты говорят об обратном. Исследователи изучили образцы горных пород и почв из района, где в 1959-м картограф Дурупинар нашел предполагаемые руины ковчега. По предварительным данным, в их составе — обработанная глина и морские организмы.
Оптимизма добавляет и датировка. «Основываясь на первоначальных результатах проведенных работ, мы считаем, что человеческая деятельность присутствовала в этом регионе со времен энеолита, между 5500 и 3000 годами до нашей эры», — сказал куратор экспедиции, проректор Университета Агры имени Ибрагима Чечена Фарук Кая.
По времени это совпадает с признанной большинством ученых датировкой Всемирного потопа. Еще в 1996-м геологи из Колумбийского университета в США обнаружили на севере Турции многочисленные постройки возрастом от пяти до семи с половиной тысяч лет. А проанализировав климатическую «летопись» Земли, обнаружили: примерно в этот период (средний неолит) Черное море катастрофически быстро затопило более 60 тысяч квадратных миль.
Иными словами, анализ почв в районе Тельчекер и Узенгили может быть одним из доказательств, что Ноев ковчег действительно причалил к Арарату, когда вода отступила.
По словам Фарука Кая, говорить об однозначных выводах пока, конечно же, рано. Для этого необходимы более масштабные и точные исследования. Ими команда ученых займется в следующем году. Вероятно, тогда же удастся стать на шаг ближе к разгадке одной из библейских тайн.