Для верующих посмертное существование — совсем не загадка. Это или вечное блаженство, или вечные муки. Вопросу посвящено множество преданий. Чего ждать по ту сторону — в материале РИА Новости.
Испытание на прочность
В поисках ответа люди с давних пор приводили истории, описывающие посмертную жизнь. Самая известная появилась в X веке в Византии: «Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах».
Легенда повествует о том, как некоему Григорию — ученику преподобного Василия Нового — во сне явилась покойная служанка его наставника, Феодора. И поведала, что в смертный час человек видит потусторонние силы.
«Они подняли шум и крик: одни ревели как скоты и звери, другие лаяли как собаки, иные выли как волки, а иные хрюкали как свиньи. Все они неистовствовали, грозились, скрежетали зубами, как будто желая меня съесть; готовили хартии, в которых были записаны все мои дурные дела», — гласит предание.
Затем душа в сопровождении двух ангелов восходит «от земли на высоту небесную» — в рай. Но путь преграждает нечистая сила, которая сидит на 20 ступенях — мытарствах. Каждое посвящено определенному греху — лжи, зависти, скупости и так далее.
Испытания, согласно рассказу, продолжаются сорок дней. Если душа с ними не справилась, то «князи мытарств похищают ее, и, жестоко мучая, отводят на дно ада, и держат там в узах до Страшного суда Христова». Прошедшие до конца достигают вечного блаженства.
Каждому свое место
На Руси был свой аналог «Мытарств» — «Хождение Богородицы по мукам». Появился сказ примерно в XII веке.
После смерти и воскресения Христа Пресвятая Дева жила в Иерусалиме и каждый день ходила молиться на Елеонскую гору. Там однажды ей явился архангел Михаил и «повел лицезреть места, где мучаются грешники».
В одном были язычники, «пребывавшие в вечной тьме и скорби». Во втором в огненной реке тонули проклятые родителями и лжесвидетели.
В другой части преисподней «на раскаленных скамьях» мучились те, кто опаздывал на воскресное богослужение. Рядом, на железном дереве, за язык были подвешены клеветники.
В финале пораженная увиденным Богоматерь обращается к Господу и просит: «Владыка, прошу милосердия твоего для христиан». Господь соглашается и дарует грешникам облегчение на время «от Великого четверга до Троицына дня».
Но, как и рассказ о Феодоре, «Хождение Богородицы» — красивая выдумка, говорят священнослужители. В самом Священном Писании о посмертном опыте повествует лишь сюжет с воскрешением любимого друга Христа — Лазаря из Вифании.
Был всегда мрачен
Согласно Евангелию, тот был болен и просил Спасителя об исцелении. Но Иисус, вместо того чтобы идти к нему, «пробыл два дня на том месте, на котором находился». И лишь когда Лазарь скончался, собрался в путь.
К моменту прибытия друг был мертв уже четыре дня. Иисус повелел отвалить камень от гробницы и громко воззвал: «Лазарь! Иди вон!» Очевидцы были поражены — закутанный в саван вышел из пещеры.
Но больше о Лазаре нет ни слова. Согласно ранним преданиям, друг Христов прожил еще 30 лет, стал епископом на Кипре. Все, кто его видел, утверждали: «Был он мрачен и почти никогда не смеялся». Что же увидел Лазарь там?
Строго говоря, церковь знает лишь, что душа человека бессмертна. А когда Господь вновь придет на землю вершить Страшный суд, все люди воскреснут в теле. Сюжеты, аналогичные «Мытарствам Феодоры», считаются религиозной мистикой.
Другое дело, что в XX веке подкрепили эти истории случаями из медицины. Пережившие клиническую смерть люди рассказывали, «как выходили из собственного тела», «чувствовали покой, умиротворение», «шли по темному коридору, в конце которого сиял свет».
Другие вспоминали вовсе противоположное — «необъяснимый страх», «жаркий огонь» и «кричащих от боли людей».
Ученые до сих пор не могут объяснить это. Одни говорят, что подобные свидетельства подтверждают реальность загробного мира. Другие списывают все на галлюцинации из-за нарушения обмена веществ. Но факт остается: опыт клинической смерти схож с тем, что описано в христианских преданиях.