– Такого рода инициативы, направленные на защиту общего блага, блага всей Церкви и всего мира, – часть служения Святого престола. Миротворческая миссия для Украины относится к их числу. Российские католики очень хорошо относятся к этой инициативе Папы Римского. Однако, что касается участия, то эти миссии Святого престола как правило не вовлекают местную католическую церковь. Но если такое бывает, нас информируют и просят о содействии.
– Люди относятся по-разному. Конференция католических епископов России сделала два официальных заявления: в феврале и сентябре 2022 года (ККЕР 24 февраля призвала политиков сделать все для прекращения конфликта. В сентябре 2022 года после начала частичной мобилизации в РФ она заявила, что государство имеет право применять оружие и требовать от граждан исполнения воинского долга, если это служит прекращению конфликта и уменьшению жертв. Также в организации неоднократно призывали верующих молиться о мире – ред.). Суть нашей позиции осталась неизменной, духовенство и верующие ее разделяют.
Если говорить об отношении верующих, то мне кажется, что идет процесс распознавания, понимания истины об этой ситуации, и это ведет к укреплению веры. Ведь для верующего человека главное это не поиск решений, а вера, которая позволяет нам жить в самых трудных обстоятельствах, потому что мы не знаем, когда они поменяются. Обстоятельства – это еще не воля Божия, но это то, через что она нам открывается. Христианин призван выносить суждение веры обо всех событиях, которые с ним происходят. Таким образом растет наше доверие к Богу и наша способность свидетельствовать о нем в самых трудных обстоятельствах.
– Вероятно, в некоторых общинах были изменения, но их трудно оценить количественно. Предполагаю, что кто-то уехал из России, кто-то был призван в армию, кто-то был вынужден переехать в другой город. Вообще мы заметили, что существует некоторая внутренняя миграция между городами и нашими приходами, кто-то уезжает по работе или семейным обстоятельствам – это не связано именно с событиями последних лет.
– Статистика говорит, что крещеных католиков около миллиона, но я думаю, что их несколько меньше. Для нас главный вопрос не в том, сколько их, а насколько эти люди участвуют в жизни церкви. Например, в Калининградской области проживает больше ста тысяч литовцев. Если их спросить, они ответят, что они крещеные католики. Но сколько из них мы видим в храмах по воскресеньям – три-четыре тысячи.
– В Петербурге регулярно посещают католические храмы три-четыре тысячи человек, в Калининграде, предполагаю, около полутора тысяч, в Москве около пяти-шести тысяч. Это, конечно, только малая часть крещеных католиков. В столице сейчас три католических храма: Кафедральный собор Непорочного Зачатия на Малой Грузинской, храм святого Людовика на Лубянке и приход святого Людовика в Люблине.
– Во время эпидемии число людей на богослужениях очевидно сократилось. В некоторых общинах число верующих не восстановилось, а где-то мы, наоборот, замечаем некоторое прибавление по сравнению с тем, что было до эпидемии. Последнее связано главным образом с тем, что в этих городах было много католиков, которые по разным причинам перестали ходить в храм, но во время пандемии, когда мы начали активно делать трансляции богослужений в интернете, откликнулись на это и захотели вернуться в храм. Мне было очень интересно встретить некоторых из этих людей спустя много лет.
– Я бы сказал, что в Москве на службах стало даже больше людей, чем было до пандемии, в том числе, я полагаю, благодаря трансляциям богослужений. Также стало больше людей в общинах в Калининграде, однако в Калининградской области есть храмы, где общины не восстановились. А в Нижнем Новгороде, например, католическая община удвоилась после пандемии.
– Эта встреча очень сильно повлияла на жизнь католической общины в России. Во-первых, мы заметили, что во многих местах, особенно в провинции, стали лучше принимать Католическую церковь. К сожалению, кое-где местные власти еще не очень ясно представляют, что такое Католическая церковь, и относятся к ней не слишком приветливо. Во-вторых, конечно же, улучшились взаимоотношения между Римско-католической и Русской православной церковью на всех уровнях. Я бы сказал, что стало меньше страха встречаться и больше желания знакомиться друг с другом, делать что-то вместе.
– Самое важное – это дружеские отношения между конкретными католиками и православными: на уровне иерархов, духовенства, мирян и особенно молодежи. Такие контакты могли бы способствовать развитию отношений Римско-католической и Русской православной церкви. Но это также важно и для наших отношений с Армянской церковью, с протестантскими общинами в России, и со всеми людьми.